БЛОГ

Мой книжный 2015

Завершается год… Самое важное его достижение: все важные для меня люди живы и здоровы. Это их мне самый дорогой подарок.

И по доброй традиции (спасибо Константин Павлов (!) подал идею) размещаю свои впечатления о прочитанном и впечатлявшем меня за год, мои книжные встречи.

 Ж. Генассия «Удивительная жизнь Эрнесто Ч."необычная биография. История разочарований. Вехи века. Кусочек жизни Легендарного Че. Судьба творит нас или мы судьбу?

Необычная история о предназначении. Сплетение сосудов, операций и судеб. Увлекательно. Абрахам Вергезе «Рассечение Стоуна»

Изучение подростковой литературы, послевоенная Голландия и несколько еврейских судеб П. Гестел «Зима, когда я вырос».

«Лужок черного лебедя» Митчелл — в Англии быть подростком также сложно, как и везде, особенно, если ты заикаешься.

Встреча со старыми друзьями, уютно, легко читается, хорошо знакомая Фэнни Флэгг «На бензоколонке только девушки»

Ж.Генассия «Клуб неисправимых оптимистов» получил гонкуровскую премию. Весьма заслуженно. Действие происходит в Париже. Но этот роман о России, о тех, кому пришлось ее покинуть. О тоске и предательстве, за которые не осудить.

Р.Валлиулин -«Где валяются поцелуи», «В каждом молчании своя истерика»
Любовь как тысяча сказанных слов, без сюжета и персонажей. Разве что главным персонажем будут… сами слова, даже не любовь. На любителя. Я бы больше предпочла судьбы и любовь, чем красивые слова о ней.

Г. Кох «Летний домик с бассейном» — о теневой стороне человечества как оно есть, жестко, честно, без любви.

А.Моторов «Юные годы медбрата Паровозова» — подлечили мою фобию врачей, вселили веру в будущее, позитивно, светло, с юмором, в хорошем смысле по-советски, просто и душевно.

Д.Уоллс «Замок из стекла». Реальная история о том, как выжить детям в семье, когда оба родителя сумасшедшие без всякого преувеличения. Впечатляет. Шокирует. Обнадеживает.

«Храброе сердце Ирэны Сэндлер» (не красить ресницы, все равно плакать в метро). Реальная история. Возвращает веру в человечество. В том, что один человек может изменять мир, даже если кругом ужас Холокоста, даже если ты всего лишь маленькая женщина, американская девочка из глубинки или просто учитель истории.

Э.Дорр «Весь невидимый нами свет» завораживает, увлекает
(не пропустить бы станцию, где мне нужно выходить), дает насладиться языком и захотеть посетить Бретань. Для меня она и о том, что война калечит даже тех, кто в ней выживает, потому что невозможно не измениться, убивая. И о том, как важно подать голос, даже если не надеешься, что тебя кто-нибудь услышит.

Л.Сепульведа «Старик, который читал любовные романы». Уважение к инаковому миру, который нам даже трудно представить, живя в городах, или о том, как жалка и разрушительна гордыня.

Ш. Стрейд «Дикая» — альтерантивный психотерапии способ справиться с трудным прошлым: пройти больше тысячи километров с тяжелым рюкзаком почти в одиночку. По своему завораживает, отчасти потому, что многое из описанного я видела воочию, но больше из окна машины ((. Язык простоват, идея хорошая.

Дженет Уинтерсон «Бремя». Цитата из нее же: «Выбор сюжета, как и выбор любовника, — дело глубоко личное.» Тема мифологическая — Атлас, наказанный Зевсом, должен держать на себе весь мир. Может ли он ослушаться повеления? И что будет тогда с миром?

Д.Фаулз «Дэниэл Мартин» из тех длинннных книг, что длятся бесконечно, в них увязаешь, колеблешься: то ли бросить, завязнув в попытках понять авторскую философию, то ли продолжать упиваться волшебным языком и периодически возобновляющимся сюжетом. Но в конце остается веское послевкусие, ощущение не зря написанных слов и потраченных часов жизни — верный признак хорошей «классической» литературы. В аннотации — она о том, как быть англичанином. Но по моему, она обо всех экзистенциальных темах сразу. Наша книга).

Д.Брокмуэл «письма с острова Скай» — нууу, лучше, чем просто женский роман, но не потряс. Возможно, этот этап уже пройден). Любовь в письмах через две войны.

А.Чудаков «Ложиться тьма на старые ступени» — трудно было одолеть, для меня слишком много слов, деталей, судеб, имен. Лично я люблю романы, в которых есть какая-то идея, посыл, суть. Здесь идею пришлось искать. Удивительное по подробности жизнеописание одной семьи в военно-ссыльные времена. Самое большое впечатление, она же найденная мною «суть для меня» — мужские персонажи, особенно дед, человек, который, кажется, умел все, что нужно для выживания, и научил этому и сына и внука.

Ник Хорнби «Долгое падение» — четверо решают умереть, но суицид откладывается… Экзистенциальность в стиле лайт. Не знаю даже, стоило ли читать. Разве что язык Хорнби…

Г. Маркес «Жить, чтобы рассказывать о жизни». По сути автобиография. Узнаваемый слог, персонажи, места. Но от подробностей и деталей теряется мифологичность, символизм. Реальность делает описание антропологически интересным, но обыденным. Но зато понимаешь глубину впечатления от его «Сто лет одиночества», прочитанным мною раз восемь, от его «Полковника.» и «Осени патриарха» — великих книг, в корне отличающихся от автобиографий.

К.Маккарти «Дорога». Мне — очень. Гуманизм заканчивается, когда заканчивается ресурс. Но без него все теряет смысл. Отец и сын. В чем смысл, если все погибло? Очень экзистенциальная книга о постапокалипсе.

Ч.Мартин «Когда поют сверчки» — для желающих поплакать, если кому очень хочется. Незатейливо, по-голливудски предсказуемо, но почему-то трогает: сама история и то, как подробно описаны пересадки сердца, хотя не врачу в них что-то трудно понять). Но это, наверное, как с китами у Мелвилла. У каждого своя одержимость и автор очень хочет ее разделить).

К.Аткинсон «Преступления прошлого» — неплохой детектив, но убеждаюсь, что детективы -не мой жанр. Главным образом, сама Аткинсон хороша).

Кен Фоллет. «Гибель гигантов». О первой мировой войне, о том, вообще почему и для чего войны. Очень ловко перемешивая литературных персонажей с реальными историческими личностями, создает объемное, и понятное даже мне, полотно событий, глядя на Англию, Германию, Америку и Россию новым для меня, взглядом. Важный и «съедобный» для меня урок истории, хотя я не любитель исторических романов.

Кен Фоллет «Мир без конца». Ничего не изменилось со времен средневековья: миром правит жажда власти, алчность, зависть, любовь, талант. Невозможно не увлечься, прекрасный в своей способности увлечь сюжетом роман о средневековой Англии.

Д.Бранс «За стеклом». Чем-то напомнило вынужденное чтение литературной критики русских классиков в старших классах школы. Тогда было несвоевременно, поэтому неинтересно и тягостно. Теперь «по возрасту», и «критик» хорош, без марксистско-ленинской подоплеки. Плюс нешироко известные истории из литературной жизни Мериме, Киплинга, Уэльбека, Хемингуэя. Захотелось перечитать Флобера и вспомнить, сколько же романов Апдайка читала я…

Вместо Апдайка почему-то снова перечитала (а точнее дочитала, был он недочитан когда-то) другого американца — Т. Драйзера «Финансист». Лично очень знакомая мне история. Сложно мне с американской любовью к деталям (снова привет тебе, Мелвилл с твоей категоризацией китов!), теперь я еще и пропустила по диагонали особенности биржевой игры. Прекрасное предисловие Л. Сумм о «фоне» романа, о той Америке, о самом Драйзере. Поразило то, что автор с таким упоением разместил себя в персонаже, что даже умер по завершении трилогии и одновременно со своим героем Фрэнком. Надо и мне быть осторожнее, замышляя смерть своих персонажей), вдруг незаметно с кем-то «сольюсь».

И еще раз Кен Фоллет «Ключ к Ребекке» -снова вторая мировая, о том как не только мы сражались с нацизмом. Вот почему книги Фоллета называют бестселлерами, я понимаю. Увлекательно, без очевидных литературных банальностей, хотя поляризованные «плохой-хороший» персонажи. Но хотя бы тут же не забывается, как только закрываешь книгу.

Д.Бойн -автор «Мальчика в полосатой пижаме», на этот раз совсем другой, но тоже честный «Абсолютист». Книга хороша тем, что для каждого она будет о чем-то своем. Для меня она о сумасшествии войны, о нетерпимости, и о том, как по разному понимают трусость и, наверное, о том, как трудно быть мужчиной.

Ж.Кабре «Я исповедуюсь». Мозаика времен, крепкий замес, калейдоскоп героев и событий, чуть повернешь неловким движением, и все смешалось: древняя скрипка, монахи, концлагерные палачи, неудавшиеся музыканты и удавшиеся писатели, потерянная и вновь обретенная любовь, одиночество, страсти, богатства, ценности и потери. Любой обречен потеряться в лабиринте этих сюжетов и судеб. Пока путаешься и плутаешь, неизбежно находишь кусочки истории, затерянные смыслы и части себя. О природе зла и красоты, которые всегда рядом. О невозможности пережить.

Г. Яхина «Зулейха открывает глаза». Не оторваться. Название ни о чем не говорит. Но если начать, не оторваться. Исторически- о раскулаченных и выживших. О том, что выпало тем, что жили до нас в страшные времена великих перемен, честно, жутко, но без «чернухи», с любовью. О выживших, чтобы жить, любящих, чтобы отпустить. О любви, что сильнее всех вселенских катастроф.

Ш. Роган «Шлюпка» -видимо, о виртуозности манипулирования. Но почему это бестселлер — я не понимаю. Даже думала, занести книгу в разряд «не впечатлило «и не писать здесь о ней. Может, очень хромает перевод. Но если кто-то понял, почему это бестселлер, то с удовольствием послушаю вашу версию.

Д. Литтелл «Благоволительницы». «…для меня, как для большинства людей, война и убийство — вопрос, на который нет ответа, ведь никто не отвечает, если кричишь во сне». Это слова главного героя — нациста и офицера СС. Если уж ему война является кошмаром, то что говорить обо мне. Немецкая дотошность и подробность в деталях, с которой она описана человеком с «той стороны», погружает в тему без лишней романтизации и показывает войну как безумие, в тот момент охватившее мир. Исторический роман заслужено получивший гонкуровскую премию читается нелегко, но психопатию в индивидуальном варианте и масштабе государств описывает прекрасно.

Вот такой мой читательский год. Наполнен в основном почему-то войной из разных эпох и безумием. Почему, пойму, наверное, позже. Буду рада вашим литературным открытиям и рекомендациям. С новым годом!
МОЙ ЧИТАЮЩИЙ ГОД